«ВОЙНА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ» Бут Н.Я.

 
 
Николай Яковлевич Бут
21 апреля 1928 – 17 ноября 1989
 
 Русский советский художник, лауреат ряда государственных премий и наград, один из ведущих мастеров Студии военных художников им. Б. М. Грекова (Москва), Почетный гражданин города-героя Керчи.
 Родился Николай Бут 21 апреля 1928 года в Украине, на хуторе Погожа Криница Сумской области. Воевать на фронтах Великой Отечественной войны Николаю не пришлось, но он на себе  испытал все лишения и ужасы фашистской оккупации.

 
 
Во имя жизни                                Солдаты подземного гарнизона

 Рисовать Николай начал в 13 лет. Окончил Ростовское  художественное училище и после защиты диплома был приглашен в Студию военных художников им. Грекова.
 Николай Яковлевич активно работал в области диарамно-панорамного искусства.
 И все же вся творческая жизнь художника была пронизана одной темой, к которой он постоянно возвращался. Эта тема керченских катакомб – военного Аджимушкая. Но спуститься в Аджимушкайские катакомбы Буту удалось только в 1960 г., когда он, уже как военный художник, впервые приехал в Керчь.

 
 
Последние патроны                                                              Глоток воды
 
 В каменоломнях, где сражались и гибли воины, Николай Яковлевич начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но вместо одной работы рождается целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкайская трагедия». Вскоре автор меняет название на более емкое и значимое - «Аджимушкай. 1942 год».
 Своеобразие полотен Н. Я. Бута заключается, прежде всего, в том, что в них практически никогда не изображается момент схватки противоборствующих сторон, а образ врага на холсте отсутствует вообще.
 Николай Бут делал акцент на психологическом состоянии аджимушкайцев.
 
 
Медсестра Наташа                  Филиппок из бригадной разведки
 
 Немногочисленные суровые пейзажи – места событий усиливают драматизм происходящего.
 Картины Аджимушкайского круга – не только иллюстрации к конкретному историческому событию. Это и размышления автора о подвиге, патриотических чувствах советских людей, оторванных от мирных дел, одетых в военную форму мужчин, женщин и даже детей, людей разных возрастов и разных судеб, сложившихся в Аджимушкае в одну судьбу.
 
 
Боевые подруги                                                                   Письмо матери
 
 Полотна из серии «Аджимушкай. 1942 год» с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи.
 Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи стала постоянной, развернувшись в одном из залов Керченского историко-археологического музея.
 
Опаленное войной детство
 
Материал: